Аккумулятор накапливает и хранит «зеленую» электроэнергию, выработанную солнечной батареей. И от его технических параметров в значительной степени зависит эффективность эксплуатации всего комплекса оборудования, преобразующего возобновляемую экологически чистую энергию Солнца в электричество для производственных и бытовых нужд.
Не все пользователи солнечных батарей знают, что привычные автомобильные аккумуляторы для этой цели не подходят. Их работа в цепи зажигания ДВС допускает разряд не более чем на 20 % емкости. Превышение указанного предела приводит к неустранимой сульфатации пластин аккумулятора. Они покрываются крупнокристаллическим сернокислым свинцом, что быстро выводит батарею из строя.
Главная особенность аккумуляторов, пригодных для солнечных батарей, — способность к глубокому разряду без потери способности к новому заряжанию. И владелец солнечной электростанции стабильно получает необходимую электроэнергию, не нанося вред окружающей среде. Существует несколько технологий, которые широко используются в производстве аккумуляторов:
- GEL (гелевые аккумуляторы). Электролит загущен до состояния геля силиконовым наполнителем. Конструктивно такая батарея представляет собой несколько блоков из прочного негорючего пластика, соединенных в единое целое, образуя корпус изделия. Технология продумана таким образом, чтобы агрегат был полностью герметичен и не требовал обслуживания. Гелевое состояние электролита обеспечивает более длительный срок службы, повышенную виброустойчивость, стабильность параметров при изменениях температуры окружающей среды;
- AGM + GEL (гелевые аккумуляторы, абсорбированные стекловолокном). Жидкий электролит удерживается между свинцовыми пластинами прослойками (матами) из сверхтонкого стекловолокна. Полученная пористая система состоит из мелких капилляров, где скапливается электролит. Батарея полностью герметична, однако оснащается односторонними клапанами для выравнивания давления. Допустима эксплуатация батареи в любом положении, но не рекомендуется останавливать ее крышкой вниз, чтобы не нарушить работу клапанов;
- Li-ion (литий-ионные аккумуляторы). Ионы лития при зарядке перемещаются по электролиту из этиленкарбоната, пропитывающего разделительную прослойку. Положительным катодом служит пленка из соли лития на алюминиевой фольге, отрицательным анодом — графитовый слой на медной подложке. Заряд накапливается в слоях графита, при разряде происходит обратный процесс. Подобные аккумуляторы широко применяются в мобильных телефонах, электронных приборах, бытовой технике. Они безопасны, энергоемки и не тяжелы. Этот вариант литиевых аккумуляторов считается самым перспективным вследствие высокой энергоемкости, безопасности, долговечности.